Но решила вернуть полученные вместе с наградой 3 млн. долларов
Джоселин Белл Бернелл в ответе за одно из самых важных открытий астрофизики XX века: радиопульсар. Открытие, которое она сделала будучи аспирантом, заслужило Нобелевскую премию в 1974 году. И это открытие в один прекрасный день может стать основой «системы галактического позиционирования» для навигации вне нашей солнечной системы.
Но Белл Бернелл не забрала премию. Вместо этого, как сообщило NPR (Национальное радио США), награда досталась ее руководителю в Кембриджском университете Антони Хьюишу, который построил вместе с Джоселин необходимый для исследования радиотелескоп, но не был открывателем пульсаров и астроному Мартину Райлу.
Впрочем, сама Джоселин по этому поводу не расстроилась — если, конечно, верить её речи в Нью-Йоркской академии наук в 1977. «Я думаю, что вручение Нобелевской премии аспирантам дискредитировало бы их, если не считать некоторых исключительных случаев. Этот к ним, по моему мнению, не относится». Однако премия могла бы облегчить ей жизнь. Если бы у Бернелл была «нобелевка», институты выстраивались бы к ней в очередь и звали заниматься серьёзной научной работой.
Теперь, 44 года спустя, Белл Бернелл получает намного более высокую и престижную премию за одно и то же открытие и за свое научное лидерство в последующие годы. В 1974 году Нобелевский комитет отдал около 124 000 долларов победителям (около 620 000 долларов США с учетом инфляции). Хьюис получил бы половину этого, разделив приз с другим радиоастроном, который выиграл тот же год. 6 сентября астроном получила Премию по фундаментальной физике (Breakthrough Prize). Награду, которую называют «Оскаром от науки», в 2012 году учредили российский предприниматель Юрий Мильнер, Марк Цукерберг, Сергей Брин и другие, а также приз в размере 3 млн долларов, что делает его крупнейшей научной наградой в мире.
Джоселин сообщила BBC, что планирует отдать деньги, учредив стипендиальный фонд для поддержки женщин и этнических меньшинств, интересующихся наукой.