На сегодняшний день многие компании заинтересованы в сборе личных данных россиян для дальнейшего использования их в целях рекламирования и распространения продукции. В России появилась инициатива платить пользователям за возможность получения их личных данных деньгами или бонусами.
Работу над законопроектом о регулировании Больших баз данных ведёт Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Предполагается появление специальных фирм-посредников, располагающих информацией о компаниях (операторах), которые владеют такими базами данных. Посредники саму базу данных не получают.
В задачу компании-посредника входит нахождение целевых наборов данных, подбор компаний, нуждающихся в таких данных и получение согласия у пользователя. В результате финансовую выгоду получает оператор (владелец баз данных, который получит деньги), посредник получает комиссию за организационное обеспечение и пользователь — деньги или бонусы за возможность использования данных. Получение хотя бы бонусов выглядит предпочтительнее, чем сегодняшнее положение, когда пользователь не имеет ничего, а компании вовсю используют его данные.
Владелец данных при помощи специальных программ указывает компании, которым можно пользоваться личной информацией. Оператор определяет, каким образом вознаградить пользователя.
МТС согласилась с общей концепцией законодательства. «Вымпелком» выступил против такой инициативы, обосновывая своёнесогласие коррупционными рисками и возможным нарушением антимонопольного законодательства. В Мегафоне считают, что закон лишний, вопрос предоставления данных можно урегулировать, используя рыночные механизмы.